Открой свое будущее.

14.09.2023

Тематический профориентационный урок «Откройсвоё будущее»Федеральный · 9 класс · Архитектура и строительство · Информационные технологии ·ТранспортВведениеИнформация для педагогаУважаемые педагоги!Пожалуйста, при подготовке к уроку ОБЯЗАТЕЛЬНО ознакомьтесь с памяткой, котораянаходится в разделе «Подготовка к уроку Темы 3».ПАМЯТКА ПРОФМИНИУМ - для классов, НЕ участвующих в проекте «Билет в будущее»ПАМЯТКА «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ» - для классов, участвующих в проекте «Билет в будущее»Вступительное словоДобрый день, ребята! Сегодня наш урок посвящён интересной и важной теме для каждого извас, теме выбора своего любимого дела и построения профессионального пути. В каждойпрофессии, помимо конкретных задач, есть миссия — глубокий смысл. И видеть его — оченьважно. В конце 9 класса каждому из вас предстоит сделать один из первых выборов —продолжить обучение в школе или поступить в колледж (техникум). Поэтому на уроке мытакже поговорим о видах образования.«Цепочка профессий»Слово педагога: В жизни профессия играет важную роль как для самого человека, так и дляобщества в целом. Профессию каждый выбирает сам с учётом своих интересов, желаний,потребностей, иногда с учётом модных тенденций или как продолжение династии. Причинвыбора много, но важно заметить, что за каждой профессией стоит определённая миссия,польза для общества, от которой в том числе зависит наше будущее.Профессий на свете много, в них есть что-то схожее и, безусловно, уникальное для каждой.Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру. Мы будем по кругу строить цепочку профессий.Каждая следующая профессия должна иметь что-то общее с предыдущей, но быть из другойотрасли. В каждой профессии необходимо подчеркнуть её значимость. Например, я говорю«строитель», он замешивает цемент, чтобы строить комфортные дома, в которых будут житьлюди, а следующий — «пекарь» — потому что он тоже замешивает, но не цемент, а тесто, и емуважно, чтобы люди каждое утро покупали свежий и хрустящий хлеб.Игру можно проводить по группам, на которые ребята были разбиты ранее. Каждая группапо очереди продолжает цепочку. Можно ввести соревновательный момент, группа, котораяпрерывает цепочку, выбывает из игры.Ребята играют.Слово педагога: Ребята, вы отлично справились с заданием и смогли найти для каждойпрофессии её ценность и значимость.Видеоролик «Про миссию»Основная частьВажность обученияСлово педагога: Здоровье, образование, производственные технологии, экология — эти имногие другие направления, в которых под влиянием прогресса происходят стремительныеизменения. И главный объект трансформации — сам человек, его знания, навыки и действия.За каждой профессией, проектом, трудом стоит образование. И сегодня недостаточно простополучить образование. В последние годы во всём мире наметился тренд на обучение втечение всей жизни, а как вы думаете, что это значит?Обсуждение с ребятами важности обучения, интереса к новым знаниям и опыту.СПО и ВОТехнологии двигают мир вперёд. Практически в каждой сфере знаний появляется что-тотакое, что меняет её практически полностью. Меняются требования к профессии и при этомрасширяются возможности обучения — как получить любимую профессию и статьсчастливым человеком и востребованным профессионалом. Кто-то из вас будет влюблён всвою единственную профессию и будет постоянно совершенствоваться в ней. Кто-то выберетдля себя обучение в СПО или колледже, чтобы быстрее заняться любимым делом. За каждымиз этих вариантов стоит множество возможностей, которые вам открывает образование.Сейчас перед вами стоит выбор: получить высшее образование или среднеепрофессиональное. Сегодня на уроке мы вместе обсудим, что важно учесть, о чём задуматься,когда вы делаете этот выбор.Анкета-подсказкаСлово педагога: Давайте обратимся к анкете-подсказке, которая у каждого находится настоле.Педагог заранее распечатывает и раскладывает анкеты-подсказки по количествуучастников урока.Слово педагога: Перед вами анкета-подсказка, которая состоит из 3 колонок. В первойколонке сформулирован вопрос, во второй и третьей варианты ответов (А и Б). Внимательнопрочитайте вопрос и выберите одну из двух колонок (поставьте галочку в столбце А или Б),которая, на ваш взгляд, вам подходит больше всего. Обращаю ваше внимание, что подобныеанкеты не являются определяющими. Но, задавая себе эти и похожие вопросы, вы можетелучше понять, что вам ближе, чем вам хочется заниматься. На один вопрос можно выбратьтолько один ответ. У вас есть пара минут, приступайте.Ребята заполняют анкету.Слово педагога: К результатам анкеты-подсказки мы вернёмся чуть позже, а пока вниманиена экран.Видеоролик «Виды образования»Результаты анкеты-подсказкиВключите вновь слайд с анкетой.Слово педагога:Итак, ребята, давайте обратимся к вашим результатам. Посчитайте, сколько ответов А и Б у васполучилось:А — среднее специальное образование.Б — высшее образование.Три или четыре балла по СПО (А):Вероятно, образование в колледже или техникуме будет для вас более подходящим. Васпривлекает скорее практическая подготовка к профессиональной деятельности безуглубления в теоретические основы, чтобы можно было освоить какую-либо технологию искорее приступить к работе. Эта подготовка проводится в организациях СПО (колледжи,техникумы, училища). Вам рекомендовано попробовать найти время и рассмотретьизучаемую технологию с разных сторон, вдруг вы сможете что-то улучшить или придуматьчто-то новое.Три или четыре балла по ВО (Б):Вероятно, образование в вузе будет для вас более подходящим. Вас привлекает скорее болеефундаментальная подготовка к профессиональной деятельности с углублением втеоретические основы и длительное изучение дисциплин. Такая подготовка проводится ввузах. Вам рекомендовано в процессе обучения не забывать применять получаемые знанияна практике.По два балла в ВО и СПО (А и Б):Вероятно, вас одинаково привлекает и практическая подготовка к профессиональнойдеятельности, и более углублённая теоретическая. Вы сможете хорошо освоить какую-либотехнологию, применять её на практике, но при этом продолжать обучение. Вам предстоитвыбрать, с чего начать. Сначала можно закончить колледж или техникум, а потом поступать ввуз. Или выбрать вуз, где предполагается много практики.«Досье»Слово педагога: Сейчас мы с вами попробуем угадать с представителями каких профессий,мы познакомимся на уроке. Это специалисты и с высшим образованием, и со среднимпрофессиональным. Для этого я предлагаю вам игру «Досье».Учитель заранее выбирает профессии, которые будут представлены в уроке. Именно этипрофессии и используются в игре. Рекомендуется класс разбить на три группы. Каждаягруппа получает факты о специалистах, о которых пойдёт речь в роликах. Задача каждойгруппы собрать подходящие факты в единое досье и определить, представители какихпрофессий будут на экране. Не все факты будут достоверными. Рекомендуется каждой группесобрать по 6 досье и отгадать, о каких профессиях идёт речь (учитель самостоятельнорегулирует количество групп в зависимости от количество обучающихся на уроке).Список профессий и фактов для игры необходимо распечатать, разрезать, перемешать ираздать по группам. Разрезать можно блоками, объединив несколько пунктов в однукарточку, либо усложнить задачу и разрезать так, чтобы каждый пункт был отдельнойкарточкой. Категории «Знания предметов», «Личные качества» и т. д. можно выписать надоске.Ученики предлагают свои варианты, учитель записывает их на доске.Направления деятельностиОбратите внимание, что эти профессии можно объединить в пары по направлениям ихдеятельности. Самые востребованные направления в нашей стране — это медицина,архитектура и строительство, наука и образование, транспорт, информационные технологии,сельское хозяйство, промышленность и творчество. А на самом деле их ещё больше, но врамках урока мы остановимся на трёх (объяснить, почему именно на них).После того как ребята назвали свои предположения, учитель поочерёдно включаетинтервью со специалистами. После каждого интервью рекомендуется провести обсуждение.Модуль: Архитектура и строительствоВидеоролик «Архитектура и строительство»Вопросы после просмотра видеороликаПосле каждого интервью рекомендуется провести обсуждение. Примеры вопросов дляобсуждения:Какие факты помогли вам угадать профессию?Было ли что-то неожиданное, что вы узнали про профессию или направление?Как думаете, кем наши герои будут через 10 лет?Что вам больше всего запомнилось? Больше всего впечатлило?Какие ещё профессии могут быть в этом направлении?Кто из вас хотел бы стать профессионалом в этом направлении?Какие качества помогли им добиться успеха?Какое направление вам запомнилось больше всего? Почему?Чей карьерный путь вам ближе? Почему?Модуль: Информационные технологииВидеоролик «Информационные технологии»Вопросы после просмотра видеороликаПосле каждого интервью рекомендуется провести обсуждение. Примеры вопросов дляобсуждения:Какие факты помогли вам угадать профессию?Было ли что-то неожиданное, что вы узнали про профессию или направление?Как думаете, кем наши герои будут через 10 лет?Что вам больше всего запомнилось? Больше всего впечатлило?Какие ещё профессии могут быть в этом направлении?Кто из вас хотел бы стать профессионалом в этом направлении?Какие качества помогли им добиться успеха?Какое направление вам запомнилось больше всего? Почему?Чей карьерный путь вам ближе? Почему?Модуль: ТранспортВидеоролик «Транспорт»Вопросы после просмотра видеороликаПосле каждого интервью рекомендуется провести обсуждение. Примеры вопросов дляобсуждения:Какие факты помогли вам угадать профессию?Было ли что-то неожиданное, что вы узнали про профессию или направление?Как думаете, кем наши герои будут через 10 лет?Что вам больше всего запомнилось? Больше всего впечатлило?Какие ещё профессии могут быть в этом направлении?Кто из вас хотел бы стать профессионалом в этом направлении?Какие качества помогли им добиться успеха?Какое направление вам запомнилось больше всего? Почему?Чей карьерный путь вам ближе? Почему?ЗаключениеПодытогКак видите, у всех наших героев очень разные профессии, но всех их объединяет любовь ксвоему делу. А ещё — какие-то определённые задачи, которые им нравятся больше всего. Небойтесь пробовать свои силы в разных направлениях и искать то, что вам больше по душе,какие именно занятия приносят вам удовольствие! И не бойтесь ошибиться с выбором,потому что на самом деле нет правильного или неправильного выбора, это просто вашерешение в данный момент жизни. А любые знания и навыки, которые вы получите, могут вампригодиться в будущем.Надеюсь, сегодняшний урок был для вас полезен. Напоследок предлагаю поделиться своимивпечатлениями, кто что вынес из нашего сегодняшнего урока.Рекомендация для педагога: если ребята начали составлять свою профориентационнуюкарту, то они могут дополнить её ключевыми понятиями сегодняшнего урока, вырезками израздаточного материала или просто своими мыслями по итогам занятия.Досье на домЗаранее распечатать домашнее задание по количеству учащихся.Слово педагога: Ребята, я хочу дать вам домашнее задание. Оно не обязательное, но будетдля вас полезно. Сегодня на уроке вы познакомились с некоторыми профессиями и узнали,что в рамках одного направления могут быть профессии, по которым учат как в среднихспециальных, так и в высших учебных заведениях. Подумайте, какое направление ваминтересно больше всего, и попробуйте собрать своё «Досье».ОпросСлово педагога: Итак, ребята, подводим итоги нашего урока. Спасибо за вашу активность.Обратите внимание на доску (презентацию). Я буду называть начало фразы, а вы еёзавершение (педагог может обращаться к конкретным ребятам по именам или по желаниюобучающихся).Итак,сегодня я узнал…было интересно…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрёл…я научился…я попробую…мне захотелось…Заключительное словоМы сегодня с вами хорошо поработали, и я надеюсь, что урок был для вас интересным иполезным. Главное — не бояться пробовать, интересоваться, развивать себя, быть открытыминовым знаниям. Загляните на сайт проекта «Билет в будущее» и в виртуальный городпрофессий Профиград. В качестве домашнего задания, рекомендую вам посетить«Примерочную профессий» и еще раз вернуться к своим анкетам-подсказкам.Проанализируйте полученные результаты, обсудите их с родителями или друзьями. Спасибовам за урок, до новых встреч.Подготовка к уроку Темы 3ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, НЕ УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЕКТЕ «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»Слово педагога: Дорогие ребята! На следующем занятии мы с вами будем работать срезультатами теста «Мой профиль». Тест – индивидуальный, поэтому лучше пройти егодистанционно, чтобы никто вас не отвлекал.В помощь для прохождения теста я раздам вам Памятки, где будет написано (ИЛИ расскажу),как и где пройти тест.Раздать Памятку «Билет в будущее» - Тест «Мой профиль» или рассказать школьникам опрохождении теста.ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЕКТЕ «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»Слово педагога: Дорогие ребята! Вы – участники всероссийского проекта «Билет в будущее».На платформе проекта «Билет в будущее» у вас есть личный кабинет, в котором вы сможетепройти тесты и сохранить результаты, получить много полезной информации.У вас есть логин и пароль для входа в ваш личный кабинет на сайте проекта «Билет вбудущее» (найти через поисковик или по ссылке https://bvbinfo.ru/).Раздать заранее приготовленные логин/пароль, ссылка: https://bvbinfo.ru/.Пожалуйста, дома зайдите в личный кабинет, прочитайте Памятку о том, как подтвердитьрегистрацию, инструкция находится в вашем личном кабинете. Вы можете обратиться запомощью к родителям или ко мне, если у вас возникнут сложности со входом в личныйкабинет или регистрацией.На следующем занятии мы с вами будем работать с результатами теста «Мои профсреды» (дляучастников «Билет в будущее»). Тест – индивидуальный, поэтому лучше пройти егодистанционно, чтобы никто вас не отвлекал.В помощь для прохождения теста я раздам вам Памятки, где будет написано (ИЛИ расскажу),как и где пройти тест.Раздать Памятку «Билет в будущее» – Тест «Мои профсреды» или рассказать школьникам опрохождении теста.